Любовь к классике воспитываем своим примером!

10 апреля, 2012 (18:50)

Дмитрий, Елена и Стефания Маликовы – удивительно гармоничная семья. Воплощение таланта, интеллигентности, хорошего вкуса и приверженности к классическим ценностям – это определенно о них. О том, какую роль играет классика в их жизни, Дмитрий и Елена рассказали в интервью “Кенгуру”.

Дмитрий, вы где-то вспоминали, что ваши детские музыкальные занятия проходили довольно забавно. Вы убегали от преподавателя через окно, не хотели играть на фортепиано и тем самым огорчали бабушку. Когда классика наконец заняла важное место в вашем сердце? Как менялись ваши взгляды на музыку с течением времени?
Дмитрий: Дело в том, что с самого начала я был как бы «слугой двух господ», ведь отец больше ориентировал меня на эстраду, а образование при этом я получал классическое. На тот момент просто не существовало эстрадного образования. Соответственно, когда мне наскучивала классика, я больше занимался эстрадой – и наоборот. Эстрада все же немного поверхностна, легкомысленна, ей не хватает содержания. Поэтому чем я становлюсь взрослее, тем более важную роль для меня играет серьезная музыка. Но с другой стороны, я не хочу бросать песню. Это жанр, который нравится людям. От песен люди испытывают приятные эмоции, которыми я очень дорожу. И, честно говоря, я привык к успеху. Вот и приходится сочетать: для души – одно, а для зрителя и слушателя – немного другое. Совместить все это мне удалось только в инструментальной музыке, в моем проекте «Pianomaniя». Там музыка достаточно серьезная, но вместе с тем она многим нравится.

PIANOMANIЯ classicВаш проект «Pianomaniя» – уникальный случай для современного российского шоу-бизнеса, когда артист, завоевавший успех в популярном жанре, собирает не меньшую аудиторию с классической программой. Как вы думаете, в чем секрет растущей популярности классики?

Дмитрий: Думаю, люди просто устают от повседневности. По своей природе человек очень одинок, он ищет эмоций. Людям нужна какая-то глубина, содержание. Песня и слово, безусловно, дают большой спектр эмоций, но музыка, как известно, эти эмоции усиливает. Когда нам очень грустно или весело, мы слушаем соответствующую музыку и становится еще веселее, или, наоборот, грустнее.

Может быть, на это влияет еще и возраст? Ведь часто люди именно с возрастом начинают ценить классику. Как вы думаете, почему так происходит?

Дмитрий: Взрослея, люди просто глубже воспринимают мир. Поп-музыка – это в основном музыка для ног, поверхностных эмоций. Настоящая же, серьезная музыка – для всего остального. Человек с годами становится мудрее, и ему уже нужен больший спектр эмоций.

Елена, каковы были ваши предпочтения в музыке и как они изменились после встречи с Дмитрием? Что вы слушаете сейчас?

Елена: Я выросла на итальянской эстраде и «Машине времени». Затем были Мик Джаггер, Джордж Майкл, Sade, Мадонна. Сейчас предпочитаю джаз и классику. А если нравится популярная музыка, то только очень оригинальная и талантливая.

Дмитрий, Елена, как, на ваш взгляд, можно воспитать у ребенка любовь к классическому искусству – музыке, живописи, танцу? Причем чтобы это не превращалось в «обязаловку» и не вызывало обратной реакции.

Елена: Воспитать любовь к классике можно только собственным примером. Если в семье говорят о музыке, живописи, книгах, можно не беспокоиться – ребенок все это услышит.
Дмитрий: Недавно на выставке Караваджо в Пушкинском музее я наблюдал замечательную ситуацию. Там была одна мама, наша, не иностранка, которая пришла на выставку с крошечным младенцем на руках. Она ходила вместе с ним по музею, рассматривала картины и рассказывала ему обо всем, что видела. Конечно, вряд ли он что-то понял, но, думаю, где-то на подкорке у него все это отложилось.

Дмитрий, вы считаете, что занятия музыкой необходимы каждому ребенку для гармоничного развития или надо исходить из его способностей? И с другой стороны, нужно ли заставлять, если способности есть, но нет желания?

Дмитрий: По-моему мнению, основы музыкального образования должны быть у каждого. человек должен научиться внимательно слушать музыку, и азы ее понимания нужно обязательно вкладывать в детей. Что же касается профессионального образования, здесь должна быть огромная тяга у ребенка. Нельзя его заставлять. Занятия музыкой – это очень большой, тяжелый труд, и не стоит обрекать ребенка на мучения, если ему это не нравится.

Тем не менее классический пример – Моцарт и его отец, который как раз таки заставлял его заниматься. А если бы не заставлял, мир бы не наслаждался уже несколько столетий творениями Моцарта!

Дмитрий: Безусловно, где-то нажим необходим, но речь идет о самом юном возрасте, когда всем нам хочется пошалить. В юном возрасте надо дать ребенку возможность выбора. Он должен сам примерно понять, что ему нравится. А родители должны быть очень внимательны и постараться увидеть, есть ли у ребенка способности. И тогда, даже если он капризничает, но явно видно, что способности к музыке есть, надо продолжать заниматься и, может быть, даже настаивать на этом.

Елена: Профессор, который занимался с Юрием Башметом в юности, однажды очень хорошо сказал: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны настойчивые мамы!»

PIANOMANIЯ classicКак это происходит у вас с вашей дочерью Стефанией? Как вы в ней воспитываете любовь к классике? Применяете методы кнута и пряника?

Елена: Методы кнута и пряника часто бывают неэффективны. На мой взгляд, ребенку, как и взрослому, нужно видеть «свет в конце тоннеля». Он должен понимать, ради чего зазубривает ноты, заучивает движения. Поэтому родителям важно не лениться, включить воображение и правильно все организовать. Можно назначить дату, к которой должен быть готов семейный концерт, организовать выставку или домашний спектакль. Хорошо бы пригласить гостей, приготовить настоящий пир, устроить маленький праздник. Когда дата такого мероприятия уже есть в расписании, ребенок сразу начинает чувствовать ответственность. У него появляется мотивация, а за ней – и стимул! Стешу очень тяжело усадить заниматься музыкой, но, как только она узнает, что скоро будет, к примеру, участвовать в папином концерте, начинает играть сама, без приглашений.

Дмитрий: Стефания вообще больше тяготеет к живописи и визуальным видам искусства. Ей тяжело сидеть у инструмента, она не очень усидчивая, поэтому мы не слишком настаиваем в направлении музыки. Зато ей нравится танцевать и рисовать, и думаю, именно в эту сторону все и будет развиваться.

Кто или что может влиять на воспитание у ребенка вкуса? Как вообще воспитывать вкус: в одежде, в музыкальных предпочтениях, в литературе?

Елена: Если говорить о поведении и внешнем виде, можно начать со знакомства с правилами этикета. В них очень четко прописаны многие важные вещи. Например, как, куда и в чем можно приходить. К сожалению, мы, дети эпохи застоя, до сих пор не можем отказать себе в изобилии «всего и сразу» и из-за этого зачастую рискуем выглядеть неуместно. Что касается музыки и литературы, здесь важно многое делать вместе. Нужно вместе со своими детьми слушать музыку и читать книги, а потом обсуждать услышанное и прочитанное, вместе рассуждать и анализировать. Это, как мне кажется, самый доступный путь, и более эффективного способа еще никто не придумал.

Как вы считаете, можно ли делать что-то на уровне государства, чтобы развивать в детях интерес к искусству? Нужны ли какие-то изменения в школьных образовательных программах, в том числе с точки зрения преподавания основ различных видов искусства?

Дмитрий: Вне всякого сомнении, такие изменения нужны. И здесь очень многое будет зависеть от уровня образования и таланта педагогов. Хороший учитель может привлечь на свою сторону единомышленников, стать популярным среди детей, заинтересовать их, если он умеет доходчиво, интересно объяснять, способен увлечь своим предметом. Очень важно, чтобы в этой сфере не было формализма. Кроме того, наверное, нужно менять и сам подход к получению информации. Дети должны иметь в этом смысле как можно больше возможностей. Сегодня есть Интернет, благодаря которому можно не выходя из дома побывать в любом музее. Важно, чтобы занятия были не скучными для ребенка, чтобы все было организовано в форме игры, развлечения.

На телевидении сейчас пытаются популяризировать классическое искусство, создавая различные шоу на тему, скажем, оперы или танца. Как вы считаете, хороший ли это способ? Обязательно ли делать из классики шоу, чтобы вызвать у людей любовь к ней?

Дмитрий: Думаю, это очень правильная идея, но как бы не оказалось поздно. Все-таки сейчас меняется роль телевидения. Оно уступает место Интернету. Каждый сам выбирает увлечения по своему вкусу, и заставить человека, а тем более ребенка, смотреть что-то определенное, уже достаточно сложно.

Дмитрий, одна из ваших недавних работ – дуэт «Мой отец» с Владимиром Пресняковым. Как воспринял эту композицию ваш отец Юрий Маликов? Какой была его реакция? Как родилась идея такого дуэта?

Дмитрий: Отец прослезился, позвонил Владимиру Петровичу Преснякову, и, как мне кажется, они оба порадовались, что у них такие благодарные сыновья. Идея родилась, когда я понял, что существует много хороших песен о маме, а про отца практически нет. Я решил такую песню сочинить, а для усиления эффекта предложил Володе Преснякову спеть ее дуэтом. Дело в том, что наши родители много лет вместе идут по жизни, а мы с Володей давно дружим. Он с радостью согласился и внес часть своего таланта в эту песню.

Дмитрий, какую роль в вашем становлении как личности и как музыканта сыграл отец?

Дмитрий: Отец сыграл в этом очень большую роль, особенно на этапе формирования, лет в четырнадцать. Он всегда давал мне правильные установки: убеждал, чтобы я больше сочинял, делал аранжировки, изучал компьютер. Дело в том, что профессия аранжировщика и музыкального продюсера очень ценна и востребована, поэтому отец направлял меня в эту сторону.

Кто из родителей был в вашем воспитании более строгим, а кто – более мягким?

Дмитрий: Такого не было, потому что родителей я почти не видел, они все время были на гастролях. Меня воспитывала бабушка – очень простой, но добрый человек, беззаветно преданный своим внукам. С родителями я стал больше общаться позже, в более сознательном возрасте.

Дмитрий, как думаете, каким отцом вы являетесь для Стефании? Есть ли какие-то вопросы, которые она обсуждает скорее с папой, чем с мамой?

Дмитрий: Я думаю, что такие вопросы есть. Ведь я ее больше балую. С мамой она, наверное, больше делится своими чисто девичьими проблемами, а со мной, возможно, более откровенна, обсуждает то, что касается каких-то душевных, сердечных, даже порой религиозных вопросов.

Как вам удается говорить с ней на такие непростые темы?

Дмитрий: Безусловно, это трудно, и не могу сказать, что у меня всегда получается. Порой не хватает умения донести какие-то вещи. Но я стараюсь объяснять своими словами. Главное, к чему я стремлюсь, чтобы она выросла добрым человеком. Стефания участвует в ваших благотворительных проектах.

Как родилась идея благотворительного фонда «Проникая в сердце» и что он делает сегодня? Какое место занимает благотворительность в вашей жизни?

Дмитрий: Мы вместе со Стефанией посещаем детские дома. Глобальные планы нашего фонда – строительство реабилитационного центра для детей, которые плохо видят и слышат. А маленькие планы – просто каждый день делать что-то доброе, чтобы облегчить существование кому-то и помочь чем-то по мере возможности.

Какие эмоции вызвали у Стефании первые визиты в детские дома? Поменялось ли ее отношение к каким-то вещам в жизни?

Дмитрий: Надеюсь, что поменялось. Во всяком случае, это ее очень тронуло. Она поняла, что существует не только жизнь без проблем и в радужном свете. Осознала, что есть масса людей, которые нуждаются в помощи и поддержке, и которым тяжело даже просто жить каждый день.

Стефания сегодня участвует в мероприятиях, интервью и съемках вместе с папой и мамой. Детям иногда непросто справиться с такой ситуацией. Есть ли какая-то «прививка» от звездной болезни в вашем случае?

Дмитрий: Мы стараемся просто объяснять ей такие вещи. Я все время повторяю ей: то, что она дочка Дмитрия Маликова и заведомо получила в жизни какие-то вещи, которые есть не у всех, – это аванс. Дальше она должна будет сама проявлять себя, свои таланты, и многое будет зависеть от нее самой. И, конечно, мы ей объясняем и демонстрируем своим примером, что нужно много работать. Когда человек много работает, у него нет звездной болезни. Надеюсь, она это понимает.

Елена: С самого раннего возраста я говорю Стеше, что известная фамилия – это не блажь, а большая ответственность. Чтобы не стать серой мышкой на фоне «звездного» папы, нужно много работать, развиваться, мечтать и стараться осуществлять свои мечты. Нужно быть хорошим другом, иметь чистые помыслы в своей голове и любовь в сердце!

Елена, говорят, что успех мужа во многом обеспечивает жена. Какова ваша роль в успехе Дмитрия, на ваш взгляд?

Елена: Как раз сегодня я объясняла Стефании, что главная обязанность женщины – забота о своей семье. А уж как я в этом преуспела, судить не мне.

Ваша карьера связана с творчеством Дмитрия или у вас есть и собственные проекты?

Елена: Я помогаю Дмитрию осуществлять его глобальные проекты в качестве исполнительного продюсера, костюмера, вдохновителя. Но кроме этого, у меня есть и свое любимое дело. Четыре года назад вместе с подругой я создала собственную марку пляжной одежды. Мы занимаемся дизайном и производством.

Дмитрий, каковы на сегодняшний день ваши мечты и планы в профессии? Вы давали концерты в Париже, выступали с Ричардом Клайдерманом, вашу музыку играли на Красной площади, какие еще высоты планируете покорить?

Дмитрий: Хочется получить «Оскар» за музыку к фильму. Я ведь сейчас много пишу для кино. Ну и просто хочется, чтобы не оставляла муза. Чтобы рождались красивые мелодии и хиты и песни нравились слушателям. Хочется в разных жанрах принести как можно больше добрых эмоций своим творчеством.

Ученые говорят, что под влиянием классических мелодий молекула воды образует невероятно гармоничное сочетание. В вашей жизни случались ситуации, когда вы воочию наблюдали благотворное влияние музыки?

Дмитрий: Безусловно! В первую очередь я чувствую это по своим концертам, после которых люди уходят немножко просветленные. И дело тут не только во мне, но и в музыке, которая исполняется. Люди пишут, что они получают такие эмоции, когда многие повседневные проблемы отступают на второй план, агрессия уходит и жить становится прекраснее.

Беседовала Наталия Ряховская

Кенгуру – № 13, 2012

+3
-11
Загрузка ... Загрузка ...

Вы можете поделиться с друзьями этой новостью! Для этого нажмите одну из кнопок ниже.

Опубликовать в twitter.com           Опубликовать в своем блоге livejournal.com

2 коментариев для “Любовь к классике воспитываем своим примером!”

  1. Olya пишет:

    С большим интересом прочитала:) Вдохновения тебе, Дима!

  2. Nezabudka пишет:

    Прекрасное интервью!
    Прочитала с огромным удовольствием и интересом.
    Дима, пусть Муза никогда тебя не покидает!
    Мира.вдохновения,любви!

Оставить коментарий

Что бы оставлять комментарии необходимо быть зарегистрированным