Три дня подряд, с 12 по 14 апреля, в столичном Театре оперетты самый успешный представитель знаменитой московской эстрадной династии Маликовых по имени Дима будет крушить своим прозрачным роялем стену поп-стереотипов. Ему очень хочется доказать, что инструментальная программа Пиано-мания в его исполнении не менее интересна (и куда более значительна), чем десятки спетых им хитов. Накануне знаковой для Дмитрия премьеры он пообщался с обозревателем “Известий” Михаилом Марголисом.
“PianomaniЯ” многими, да и самим тобой воспринимается как эксперимент с непредсказуемым результатом. Но ведь аналогичный опыт у тебя уже был. Нынешняя программа родилась в год 10-летия твоего первого инструментального альбома “Страх полета”. Значит, за столько лет ты не разуверился в жизнеспособности подобного материала на поп-сцене?
Сейчас время изменилось. “Страх полета” я записывал с иной мотивацией. Выпустил тот диск просто потому, что у меня накопилось большое количество композиций, которые в силу разных причин не могли стать песнями. Хотя и тогда я уже задумывался над тем, чтобы сделать программу, свободную от доминирующего на эстраде формата и твердой схемы: куплет—припев. Но все-таки на “Страх полета” я особо не ставил, не стремился к специальной рекламе той работы. А сейчас я окреп, почувствовал внутри себя какую-то силу, понял, что пришло время для серьезного шага. Не знаю, как его воспримет публика, но пока главный дистрибьютор инструментального альбома “PianomaniЯ” говорит, что продается он очень хорошо и я уже планирую выпуск второго тиража. Хотя поначалу два наших известных рекорд-лейбла отказались подписывать со мной контракт. Но нашелся человек, который правильно среагировал на мощную рекламную кампанию, сопровождающую концерты Пиано-мания, и понял, что ведется она не столько ради инструментального шоу в Театре оперетты (оно не требует такой серьезной поддержки), сколько ради самого бренда Пиано-мания, и грех этим не воспользоваться. Нужно было срочно выпускать пластинку с таким же названием.
То есть рекламную кампанию “PianomaniЯ” ты затеял еще до записи одноименной пластинки и подготовки концертной программы?
Именно так. Я рекламировал саму идею, ассоциацию: рояль — Маликов — композитор — инструментальная музыка. Этакие поисковые слова, подчеркивающие новые ориентиры в моем творчестве.
И как же тебе удалось просто “под идею” получить столь солидные спонсорские средства? Ведь раскрутка бренда “PianomaniЯ” действительно тотальная: билборды на московских улицах и в вагонах метро, телереклама, модули в печатных изданиях, в интернете и т.п. Не из своих же гонораров ты все это оплатил?
Нет, конечно. Получилось интересно. Я долго готовился к такому проекту и прорабатывал разные варианты. Поскольку я уже 37 лет живу на свете и моя поп-карьера развивается давно и удачно, у меня много друзей, которые достаточно обеспеченные люди. Такой круг общения формируется практически у каждого известного артиста. И в данном случае все, к кому я обращался, мне помогли.
Видимо, ты был очень убедителен?
Да, я был убедителен, и мне несколько солидных компаний выделили средства на проект “PianomaniЯ”. Поверь, под данную идею мне не составило почти никакого труда найти деньги.
Ну, хотя бы отработать доброе к себе отношение тебе пришлось или еще придется? Скажем, поиграть на рояле на дне рождения супруги кого-то из благодетелей?
Нет. Один из спонсоров попросил достаточно большое количество билетов на концерты в Театре оперетты, и всё. Два других спонсора вообще ничего не просили, даже размещения логотипов их фирм на афишах. Я уже просто сам им предлагал: у меня есть рекламные площади, давайте я что-то для вас сделаю. Когда я объяснял им свою идею, то говорил, вероятно, несколько высокопарно, но искренне. Я хочу заниматься музыкой более одухотворенной, душевной, хочу что-то противопоставить расхожей дешевой попсе. У меня есть для этого возможности, и мне публика поверит. Общий смысл примерно такой. Но для того чтобы об этом сказать миру, требуется выразительный ход. Просто записать альбом инструментальной музыки или провести разовый концерт — недостаточно, этого никто не заметит или быстро забудут. Идея нуждалась в какой-то экстраподаче. Мне помогли и комитет по рекламе правительства Москвы, и, конечно, “Газпром-медиа”.
Когда обсуждались причины недостаточного успеха недавних концертов Димы Билана в “Лужниках”, одним из главных недочетов критики считали то, что он назначил два выступления. Мол, ограничься Билан одним шоу, мог бы случиться полноценный аншлаг. Ты же, с “экспериментальной” инструментальной музыкой, запланировал целых три “сольника” в Театре оперетты?
Так я думал еще и насчет дополнительного, четвертого концерта. На первые три все билеты уже давно проданы.
В феврале телеверсию концерта “PianomaniЯ” показали на НТВ. Тогда ты не обошелся в программе без звездных гостей — Николая Баскова, Игоря Бутмана. То есть получилось нечто вроде привычной “солянки”. В Оперетте будет так же?
Ну, во-первых, вышеназванные исполнители — мои друзья. Во-вторых, их участие в моей программе было пожеланием телевидения. Как ты знаешь, ТВ с трудом принимает сольные выступления артистов. Что касается концертов в Оперетте, то Бутман и там будет, поскольку музыка у меня в этой программе большей частью серьезная, и элемент джазовой легкости в концерте необходим. Публика должна немножко отдыхать и развлекаться.
Может, тебе с Денисом Мацуевым объединиться? Взыскательные критики его, между прочим, в попсу записывают, так что будете как братья.
Денис Мацуев — не попса. Просто иногда он позволяет себе какие-то вещи “облегченного характера”. Он прекрасный пианист и, думаю, как раз с ним я могу составить дуэт. Сделать обработку какого-то классического произведения или что-то еще. Я недавно выступал в Доме музыки с оркестром “Виртуозы Москвы” Владимира Спивакова, очень тепло принимала публика.
Реально сейчас провезти концерт “PianomaniЯ” по российской провинции?
Я хотел бы сделать тур по России. Но для этого потребуется помощь какой-то солидной компании. На такие гастроли надо ехать с оркестром, декорациями, то есть с полноценным шоу.
Подаренный тебе друзьями прозрачный рояль тоже возьмешь с собой?
Да. Если это технически возможно.
Говорят, сейчас прозрачные рояли стали модной игрушкой олигархов. На специализированных ярмарках их активно скупают по заоблачным ценам, что-то от миллиона долларов и выше. А твой инструмент стоит, кажется, всего-то 100 тысяч евро. Слабовато. Кстати, прозрачный рояль действительно выделяется особым качеством?
За миллион долларов, я думаю, все-таки продают антикварные рояли, пусть и прозрачные. Сам однажды видел такой, он был расписан Сальвадором Дали и стоил и впрямь больше миллиона долларов. А мой прозрачный рояль, откровенно говоря, хуже, чем классический “Стейнвей” или “Ямаха”. Но для имиджа он мне сейчас очень подходит. В нем есть какая-то сцепка с идеей, которую я сегодня пропагандирую: традиции и модерн.
Первый ответ наших поп-звезд на вопрос: почему вы часто выступаете под фонограмму, звучит так: к сожалению, приходится много ездить по российской глубинке, и зачастую в залах попросту нет качественной аппаратуры для “живого” концерта. На концерте “PianomaniЯ” ты можешь сыграть под “фанеру”?
Это невозможно в принципе. Я каждый раз исполняю одни и те же композиции немного по-разному. То есть я попросту не попаду в собственную “фанеру”. Особенно если крупным планом на экране будут показывать мои руки.
Затевая нынешний проект, ты упоминал в качестве ориентира и Жан-Мишеля Жарра. Есть мысли, как сделать инструментальное шоу “PianomaniЯ” похожей на его мегаперформансы?
Мысли есть, но нужен подходящий повод. Например, скоро должны торжественно открывать московский Сити. Эффектно было бы сыграть в этом районе на высокой башне “Федерация”. Если мне удастся превратить проект “PianomaniЯ” в привлекательный продукт, может, мне и поступит подобное предложение.
Марголис М. Певец Дмитрий Маликов: «Я мог бы сыграть с Денисом Мацуевым» // Известия. – 2007. – №59 (5 апреля). – с. 7.