Композитор настроения | интервью на Радио России

18 мая, 2006 (16:39)

На волнах «Радио России» – программа «Авангард Микаэла Таривердиева. Автор и ведущая Людмила Осипова пригласила в студию певца и композитора Дмитрия Маликова, который поделится впечатлениями от музыки Микаэла Таривердиева. Эфир 16 мая 2006 года.

Людмила Осипова: Отшумели майские праздники, и в эти замечательные весенние дни мы вновь смотрели по телевидению любимые фильмы – “17 мгновений весны”, картина эта шла сразу по двум телеканалам, и даже “Иронию судьбы” показали среди весны. А ещё – первую отечественную кинооперу “Король-олень”, шпионскую эпопею о судьбе резидента и кинокартину “Сочинение ко Дню Победы,” – во всех этих фильмах звучит музыка Микаэла Таривердиева. Удивительное свойство его музыки – создавать настроение. Праздничное, предпраздничное, новогоднее, первомайское, Победное, и… настроение лирическое. Сегодня в нашей программе гость – в особом представлении он не нуждается, во многом он считает себя последователем творческих принципов Микаэла Таривердиева… И он тоже умеет создавать настроение. Это композитор и певец Дмитрий Маликов. И он уже готов ответить на главный вопрос нашей программы – что есть “Авангард Микаэла Таривердиева”?

Маликов: Сейчас готовясь к юбилею Микаэла Таривердиева, много прослушал его музыки, и могу сказать, что он принадлежит своему времени. И как сказала его супруга: «Он ушел тогда, когда все сделал. И вряд ли он смог бы жить в столь тяжелое время, в которое живем мы». И она права. Таривердиев – человек очень тонкой душевной организации, а сегодняшний мир музыки, да и массовая культура достаточно сформатированы, поэтому настоящим художникам очень тяжело. Нужно либо приспосабливаться, либо уходить. А я не думаю, что в силу своего характера Микаэл мог бы приспособиться и пойти на компромисс с собственной совестью.
Я прослушал записи его сочинений и 60-х, и 70-х годов, его органные произведения, где чувствуется влияние великих органных композиторов. У органа, если вы заметили, мелодия очень скорбная и печальная, это сродни какой-то части моей души, моей музыки. Но я стараюсь все это переламывать, перебарывать и настраиваться на более оптимистические ноты. Но на меня произвели неизгладимое впечатление монологи Таривердиева на стихи Григория Поженяна, в частности, композиция «Дельфины». У меня тоже есть пьеса, которая называется «Дельфины» из альбома «Страх полета».
Микаэл Таривердиев – человек большого сердца, очень тонкой организации, сумевший проявить себя в различных жанрах. Вспомните его шутливую песенку «На Тихорецкую» и тут же серьезнейшую симфонию в память жертвам Чернобыльской катастрофы. Вот это все и есть для меня Авангард Микаэла Таривердиева.

Осипова: Дмитрий Маликов утверждает, что его композиция “Дельфины” написана под влиянием музыки Микаэла Таривердиева. А давайте, вспомним оригинал, источник вдохновения. У Микаэла Таривердиева даже не было трудовой книжки, он никогда не преподавал, – всю жизнь он был свободным художником. Но многие молодые музыканты, в их числе Дмитрий Маликов, считают его своим наставником.

Маликов: Сам дух музыки Микаэла Таривердиева оказал на меня больше влияние. В самое ближайшее время у меня выходит новый диск инструментальной музыки. И то, что я стал заниматься инструментальной музыкой – влияние Микаэла Таривердиева. И еще один факт, в моей пьесе «Прощай, жестокий мир!» многие усматривают аналогии с творчеством Таривердиева. Я это делал не сознательно. Но, если какой-то таривердиевский дух в моих мелодиях есть: в тонком ли, душевном ли, романтичном ли рояле, щемящем ли ощущении, которое идет от оркестра, или от самой мелодии, то может быть это, прорывается наружу впечатление удивления и восхищения от музыки из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Впрочем, предлагаю послушать радиослушателям и самим сделать вывод.

Осипова: Звучит композиция “Прощай, жестокий мир”. Она сделана со вкусом и, я бы сказала, с “шиком”. Рояль Дмитрия Маликова поддерживается камерным ансамблем Юрия Башмета “Солисты Москвы”. Ещё в одной композиции Дмитрия Маликова – “Ночь в Мадриде” – легко уловить интонацию мелодии Надежды из “Иронии судьбы” Микаэла Таривердиева.

Маликов: Да, я был знаком с Микаэлом Таривердиевым. Но, к сожалению, я общался с ним очень мало. Дело в том, что у нас были общие знакомые. Например, моя поэтесса, мой постоянный соавтор, Лилия Виноградова была очень дружна с ним и с его семьей. И вот как-то, будучи у нее в гостях, я совершенно случайно, имел возможность встретиться с ним, пообщаться, и даже показать свои первые опыты. Мне как раз было где-то 15-16 лет, время становления. И у нас с Лилей была готова одна из первых песен с колючим и корявым названием «Кривда».
Помню, как я ее сыграл ему на пианино. И мне запомнились его слова: «Молодой человек, вы – безусловно, способны. Но не идите на компромисс, делайте музыку острее, саркастичнее». И еще запомнил, что «нужно заниматься ремеслом, сочинять каждый день». Да и весь его облик для меня незабываемый. Он так и остался для меня примером большого, умного интеллигентного художника.
Я почти восемнадцать лет на эстрадной сцене. До этого я много учился, закончил Московскую консерваторию с отличием. С тех пор не оставляю занятия на рояле. Моими педагогами были великолепные люди, например, Валерий Кастельский, ученик Генриха Густавовича Нейгауза. Я не являюсь сейчас концертирующим пианистом. Но рояль в моем новом альбоме будет занимать главенствующее место. Рояль – король всех инструментов. И не случайно мой новый альбом называется «Пианомания». Я – фанат, я – маньяк этого инструмента. При любой возможности я играю на концертах классику, свои произведения, свои обработки. В частности, одна из самых удачных и самых успешных моих обработок, которая всегда пользуется невероятным успехом – обработка песни «На Тихорецкую» из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром» Я сделал виртуозные, шуточные вариации – очень коротенькие, яркие, концертные. Наверное, по причине своей знаменитости эта пьеса была обречена на успех.

Осипова: Сейчас пошла мода на ремиксы – это когда известные мотивы, мелодии, песни перепевают на новый лад. Рискнём предложить на ваш суд небольшой фрагмент ремикса ди джея Грува на «Песню о далекой Родине» Микаэла Таривердиева и Роберта Рождественского. Надеемся, что ди джей Грув взял разрешение на такой вариант песни не только у наследников авторских прав, но и у Иосифа Кобзона.

Маликов: Я тоже пробовал сделать обработку мелодии из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», но потом я понял, что эта пьеса слишком раскрученная. Но, по моему глубокому убеждению, ремиксы объединяют изначальную фактуру. Правда, рояль трудно вписывается в ремикс.
Знаете, я сейчас читаю автобиографическую книгу Микаэла Таривердиева, и хочу сказать, то, как он описывает процесс работы над музыкой кино, для меня стало просто учебным пособием. Моя мечта – писать музыку для большого серьезного кино. Я не хочу писать для сериалов, не хочу писать нечто разовое и телевизионное.

Осипова: Мы тоже будем ждать от Дмитрия Маликова красивых песен, но сейчас хочу спросить, может быть, он знает, где же хиты современных авторов?

Маликов: Сейчас вообще дефицит хорошей музыки, красивых мелодий, проникновенных песен. И не случайно я это вижу на примере моей семьи – творчество моего отца Юрия Федоровича Маликова, бессменного руководителя ансамбля «Самоцветы» невероятно востребовано сегодня. И я вижу, с каким успехом, и с какой любовью до сих пор живут его песни. В них же есть то, что присуще и творчеству Таривердиева – искренность, и принадлежность той эпохе и тому времени, когда они появились на свет.

+2
-11
Загрузка ... Загрузка ...

Вы можете поделиться с друзьями этой новостью! Для этого нажмите одну из кнопок ниже.

Опубликовать в twitter.com           Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Оставить коментарий

Что бы оставлять комментарии необходимо быть зарегистрированным